понеділок, 30 березня 2015 р.

Открытие выставки Давида Григоряна “Я вышел из комнаты”

В пространстве “Артерия” Музея современного искусства Одессы открылась экспозиция уличной фотографии Давида Григоряна “Я вышел из комнаты”. В приветственной речи куратор выставки Роман Громов озвучил спорное мнение будто бы только пленочная фотография является настоящим искусством. С ним бы поспорила легенда уличной фотографии Джил Фридман, чьи работы хранятся и выставляются в нью-йоркском The Museum of Modern Art, the International Center of Photography, George Eastman House, the Smithsonian American Art Museum, the New York Public Library, the Museum of Fine Arts, Houston и Bibliothèque Nationale, Paris. В фильме о стрит-фотографах Нью-Йорка “Everybody street” Фридман отрезает: “Какая разница какой инструмент использовать? Меня бесят эти нелепые люди со своей болтовней. Важно не как ты сделал снимок, а сам снимок!”

Давид Григорян уличная фотография


Впрочем, отбросим извечный спор о пленке и цифре и перейдем непосредственно к выставке. На церемонии открытия Роман Громов также объяснил, почему подавляющее большинство фотографий, представленных в экспозиции, показывают неприглядные стороны жизни: “Наша задача не врать, а задавать вопросы или давать на них ответы”. И правда, на многих карточках молодого автора Давида Григоряна запечатлены мертвые животные, опустившиеся люди, социально незазщищенные слои населения. Вопросов хоть отбавляй. Некоторые работы объединены в диптихи. Для усиления эффекта, надо полагать. Например, пьяный вусмерть человек и мертвая городская крыса, или на одной фотографии дворовые мальчуганы гоняют в футбол, а на второй ножные протезы одиноко стоят на песке. Сильные композиции, ничего не скажешь. Интересные сочетания получались при объединении в группу фотографий из разных стран и городов (Флоренция и Одесса, Лондон и Одесса). А география Григоряна широка: Грузия, Украина, Италия, Англия.

Давид Григорян уличная фотография

Есть на выставке и светлые образы. Например, стоящий особняком (и в буквальном смысле – в отдельном малюсеньком помещении) диптих о детстве. На одной фотографии итальянский мальчик водит в прятки, а на второй – где-то на просторах СНГ от него прячется за воротами такой же сорванец. Правда, чтобы разглядеть диптих пришлось подождать пока девченки-хипстеры рассмотрят все проявленные пленки, разбросанные вокруг работы в качестве инсталляции.

Несмотря на некоторые удачные ходы и несколько действительно неплохих фотографий, от выставки осталось сумбурное впечатление. Слишком много тем, вопросов и посылов в одно время в одном месте. Тут тебе и социальное неравенство, и падение нравов, и магия детства, и изменение городского ландшафта. Не хватало четкой формулировки по принципу “Одна выставка – одна мысль”. К тому же, не все диптихи были оформлены аккуратно, а фотографии разнились по качеству, что тоже смазало восприятие.

Как для первой персональной выставки молодого автора, “Я вышел из комнаты” - вполне достойный опыт. Но Давиду Григоряну предстоит еще расти и расти до цельного взрослого художника.

Фото с официальной страницы события в Фейсбуке.