30 октября в арт-центре Александра Коробчинского открылась выставка современных украинских художников и иллюстраторов под названием “Родина”. Что такое родина? Какая она? Что ждет нас впереди? Выставка не отвечает на эти вопросы, а скорее ставит их перед зрителем.
Интересный взгляд демонстрирует в картине «Медитация» Илона Сильваши, дочь известного украинского художника Тиберия Сильваши. На желто-голубом холсте козак замер в позе йога.
В августе-сентябре арт-проект демонстрировался в столичном «Мыстецком арсенале», где было представлено гораздо больше экспонатов. Организаторы выставки из журнала “Фокус” поделили ее на три части: размышления на заданную тему художников, иллюстраторов и художественных династий. Однако визуально экспозиция (по крайне мере те работы, которые привезли в Одессу) состоит из двух составляющих - картины и иллюстрации. Одесситам также показывают две скульптурные композиции – «Композиция Война» Виктора Проданчука и «Медвежонок» Дмитрия Ива.
Интересный взгляд демонстрирует в картине «Медитация» Илона Сильваши, дочь известного украинского художника Тиберия Сильваши. На желто-голубом холсте козак замер в позе йога.
Чудным образом перекликается с нашей реальностью работа Андрея Сидоренко “Политические галлюцинации”, которая похожа на отрывок из наркотического трипа: кислотные цвета, смешение несвязных образов и персонажей политической жизни разных периодов, неожиданные повороты сюжета. И ведь правда, сегодня все темы родины и патриотизма неизменно скатываются в политическую плоскость, а многие процессы и события повторяются, напоминая нам о цикличности истории. Даже название выставки “Родина” ассоциируется у многих одесситов с одноименной русофильской партией, а украинский вариант - “Батьківщина” - вызывает не менее неприятные ассоциации политического толка. Сам художник, продолжатель дела отца Виктора Сидоренко, отметил, что сейчас геополитика стала главным инструментом мифологизации.
Привлекает внимание картина Артема Волокитина “Люди”, где на размытом пейзаже, будто снятом из окна движущегося автомобиля, выделяется четкая надпись «Люди». По словам автора, именно люди - это главное, что составляет понятие родина.
Непревзойденные бабушки из серии “Ще не вмерла” Владислава Шерешевского приковывают взор и не отпускают зрителя от полотен, расположенных не в самом удобном месте галереи – над лестницей возле входной двери. Помимо картин, умудренные опытом старушки изображены на открытках в благотворительном арт-проекте “Добра листівка”.
В оригинальных авторских техниках работают двое младших представителей известных художественных династий – одессит Сергей Рябченко и киевлянка Анна Валиева. Сергей практикует фотопечать на листах алюминия («Война и Мир по дороге в Рай»), Анна - живопись на синтепоне («Соль земли»).
Вторая часть проекта – футуристические обложки журнала «Фокус», созданные украинскими иллюстраторами и художниками. Автор художественного направления жлоб-арт Иван Семесюк продолжает следовать выбранному пути, тем самым, сознательно или бессознательно, культивируя стереотип, который накрепко связал Донбасс с гопниками. А тем временем в Киеве до 11 ноября проходит разрывающий эту порочную связку Национальный форум «Донкульт – Мистецькі надра», где представлены работы выдающихся культурных деятелей Востока Украины.
Задумка «Фокуса» не нова: в июле идентичный арт-проект под названием «Новая украинская мечта» в Киеве презентовал журнал «Forbes». Несомненно, те бурные события, которые в последний год развиваются в Украине, требуют масштабного художественного осмысления. Так что чем больше будет задано вопросов в рамках арт-проектов, кинофестивалей, фотовыставок и других художественных активностей, тем быстрее мы придем к пониманию и осознанию нашей действительности.