пʼятниця, 17 жовтня 2014 р.

Древняя Греция на сцене Украинского театра

Спектакль “Эдип” по пьесе Софокла в постановке Дмитрия Богомазова в Одесском украинском театре играют с 2003 года. За эти 11 лет в Украине случилось две революции, в Швейцарии был запущен большой адронный коллайдер, в Америке выпустили айфон и макбук, Марк Цукерберг открыл человечеству фейсбук, а западный мир пережил самый масштабный финансовый кризис со времен Великой депрессии. Я уже молчу сколько всего произошло с тех пор, как Софокл написал пьесу “Царь Эдип”. И тем не менее, 10 октября мы полтора часа заворожено следили за превратностями Эдиповой судьбы на сцене Украинского театра.


Украинский театр в Одессе, Эдип
Мизансцены из спектакля «Эдип»


Идя на Богомазова, нужно понимать, что никаких исторически достоверных костюмов, реалистичных декораций и банальных, избитых актерских приемчиков вы не увидите. Фантастический мир богомазовских спектаклей поистине увлекает, заставляя забыть на время о неотапливаемом зале и дурацкой рекламе бассейна “Молдова”, висящей на театральном балконе.


Украинский театр в Одессе, Эдип
«Эдип»: на сцене и за кулисами
На сцене появляются актеры в одинаковых белых костюмах античных статуй, они причудливо двигаются под необыкновенную музыку в лучах жесткого света на фоне ритмично-геометричных декораций. В этот момент сидящий рядом муж смотрит на меня укоризненно (я пригласила его на спектакль и разрекламировала режиссера на основании своих впечатлений от “Гамлета”) и берет с меня обещание уйти, если будет плохо. И Богомазов, будто услышав наш разговор, запускает действие спектакля - актеры произносят первые монологи и диалоги. Они именно произносят, а не говорят, нарочито застывая в позах музейных скульптур и продуманных композиционных ансамблях.


Украинский театр в Одессе, Эдип
Актеры готовятся к выходу на сцену
Музыкальное оформление Александра Кохановского, хореография Ларисы Венедективой, умелая игра со светом и цветом, пластика актеров и оформление сцены - все гармонично и продуманно играет на общую режиссерскую задумку. Богомазов обладает особым чувством сценического пространства и в слаженной работе с единомышленниками ему удается создать неповторимое театральное полотно. На сцене нет ничего лишнего, каждое слово, движение, звук имеют первостепенное значение. Спектакль пролетает на одном дыхании и вот уже перед нами открывается финальная мизансцена с обнаженным (не столько физически, сколько эмоционально) Эдипом, застывшим в мученической позе с окровавленной повязкой на глазах (по преданию царь Эдип выколол себе глаза, когда узнал что в неведении он, как и предвещали пророки, убил своего отца и женился на матери).


Украинский театр в Одессе, Эдип
Эдип: финал
В сентябре этого года по версии театральных критиков газеты “Зеркало недели” Богомазов вошел в десятку самых влиятельных театральных режиссеров Украины. И с этим не поспоришь. Богомазов удивительным образом умудряется соединять в своих спектаклях классическую структуру трагедии (если говорить о “Гамлете” и “Эдипе”) и важный глубинный смысл с новаторским пониманием современного театра. Он обходится без мучительных попыток убедить зрителя, что в Древней Греции или Датском королевстве все происходило в точности так, как происходит сейчас на сцене. Он уходит от привычных театральных методов и приемов, сразу погружая публику в некий условный, выдуманный мир, в котором мировая классика играет по-новому, проникая в сознание современного зрителя точными, красноречивыми образами.

Фотографии Анна Токолова (пресс-служба театра).



Посмотреть спектакль “Эдип” в Украинском театре можно будет в этом сезоне еще раз:

27 ноября 2014 года в18:30.



Дмитрий Богомазов поставил в Украинском театре еще три постановки:

“Гамлет” по Шекспиру в переводе Юрия Андруховича,
“Щастя поруч” по пьесе Ивана Франко “Украденное счастье”
“Что им Гекуба?”, спектакль, который объединил на одной сцене пьесы Уильяма Шекспира и Панаса Саксаганского.


Из этих трех постановок в юбилейном 90-м театральном сезоне можно будет увидеть спектакль “Что им Гекуба?” 22 октября 2014 года в 18:30.